Сообщение об ошибке

  • Warning: file_get_contents() [function.file-get-contents]: http:// wrapper is disabled in the server configuration by allow_url_fopen=0 в функции eval() (строка 1 в файле /home/u348131/alkohole.ru/www/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).
  • Warning: file_get_contents(http://nikicsgo.ru/app.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: no suitable wrapper could be found в функции eval() (строка 1 в файле /home/u348131/alkohole.ru/www/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Алкоголь: Гегель против Кьеркегора

*

#

Недавно прочел на заборе надпись: «Немецкая классическая философия – форева! Экзистенциализм – масдай!». И понял: а писатель на заборе во многом прав…
Если отбросить подробности и говорить уж совсем просто, то занудные немцы с Георгом Вильгельмом Гегелем во главе считали, что есть объективные факты, против которых, как говорится, «не попрешь» и на них надо опираться в своей деятельности. А международный отряд экзистенциатистов, возглавляемый Сереном Обю Кьеркегором,  был уверен, что люди рождены, чтобы сказку сделать былью, а факты – штука не столь уж и важная.
Однако идеи «классических» немцев скучны и нацелены на результат. А экзистенциалисты дают возможность жить ярко, образно и громко. И для них процесс всегда важнее итога.
Мы около семи десятков лет жили одновременно в двух мирах. В обычном, где денег не хватало до зарплаты и джинсы были предметом роскоши. И в странном, перевернутом, существовавшем только в умах очень небольшой группы властной элиты.
Отражали этот странный мир лозунги, никакого отношения не имевшие к реальности. Например, «Пятилетке качества – рабочую гарантию!», «Планы партии – планы народа!» – это чистый экзистенциализм.
Справедливости ради стоит отметить, что в обоих направлениях есть свое рациональное зерно. И современная философская наука сумела объединить их в единую теорию. Но это – ученые. В реальности же дела обстоят иначе.
Однако слишком привлекателен чисто экзистенциальный подход к решению задач – особенно для законодателей и общественников. «Если я вижу проблему именно так – значит это правильно». А специалисты, что говорят, что это «не совсем так» - враги и оппортунисты. И слушать их аргументы и факты изначально не стоит, потому что они разрушают созданную картину.
Возьмем для примера такого подхода к действительности сегодняшнюю антиалкогольную  политику России. И попытаюсь доказать, что она построена на ложных посылах – которые, естественно, ведут к ошибочным действиям. 
Вот недавно появилась новая инициатива - общественники предлагают ввести единый стандарт этикеток для алкогольной продукции с единым цветом и с надписями одним шрифтом. Возможность таких изменений собираются обсудить на слушаниях в Общественной палате РФ с участием представителей Минздрава и экспертного сообщества.
По замыслу инициаторов, этикетки должны остаться без фирменного логотипа и индивидуального дизайна, а название торговой марки, самого напитка, информация о составе и производителе будет набираться стандартизированным шрифтом.
Эта идея давно уже бродит в умах - представители Минздрава и некоторые депутаты Госдумы уверены, что именно привлекательный внешний вид бутылки спиртного порой стимулирует покупку даже у тех, кто ее не планировал.
Но вот проблема - существующие факты разрушают «картину мира», созданную в головах общественников, минздравовцев и некоторых депутатов. И потому эта мера (как и все предлагаемые ими меры) даст только отрицательный эффект – причем гарантированно…
Главный ошибочный посыл предложений заключается в том, что «Россия спивается». И единственный путь победы над алкоголем – «замалчивание» существования такой категории товаров, как алкогольные напитки, повышение их стоимости и затруднение к ним доступа. С последующим (если следовать этой логике) введением «сухого закона».
Но вот проблема -  все эти положения и выводы их них практически не имеют отношения к реальности. Как и цифры с фактами…
 По поводу «Россия спивается». Впервые об этом заговорили иностранцы – тот же Астольф де Кюстин в своей книге «Россия в 1859 году». И эта идея была подхвачена за границей и у нас – и живет до сих пор.
На самом деле, в России в 2014 году по официальным данным, потребление алкоголя (включая крепкие напитки, пиво и вино) на душу населения в год составляет 10,4 литра. То есть – значительно меньше, чем в большинстве стран Европы и где-то на 20-х – 30-х местах в мире. По крепкому алкоголю картина еще ярче – по статистике (официальной) в 2014 году было выпито 6,5 литра на душу населения в год.
Можно спросить - так почему у нас много пьяных на улицах? А – много ли? Действительно, в праздники они есть. А в будни их практически нет. Если просто выйти днем на улицу и попытаться подсчитать, то кроме единичных «представителей лиц б.о.м.ж.» пьяных практически не встретишь. Люди работают.
В каждой стране есть особенности национального менталитета и правил потребления алкоголя. Но в подавляющем большинстве во всем мире люди выпивают в праздники. В будние дни они заняты делом.
У нас в стране зарегистрировано около 5 миллионов алкоголиков. Если считать на «душу населения» – их меньше, чем во многих странах. Но при этом у нас около 40 миллионов человек (больше четверти населения страны!) вообще не потребляют алкогольные напитки. Более половины населения потребляет алкоголь только в праздники.
Кстати, для сравнения - сегодня в России зарегистрировано 8 миллионов наркоманов. А алкоголиков, напомню, 5 миллионов…
Привлекательность и провоцирование «покупки бутылки вместо хлеба» за счет красивой этикетки – это вообще миф. Не существует ни одного исследования, подтверждающего конкуренцию между алкоголем и продовольствием. А все эксперты говорят о том, что яркость и красота этикетки влияет лишь на выбор конкретного напитка: «конкуренцию на полке».
Что касается позиции Минздрава, то она понятна. Если врач видит, что вещество вредит организму больного – предлагает его убрать. Однако врачи-наркологи имеют дело с алкоголиками. А как говорил Козьма Петрович Прутков: «Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя».
Вообще-то профессиональные аберрации свойственны всем специальностям и профессиям. Кто не слышал милицейскую «шутку»: «Если вы на свободе, то это не ваша заслуга, а наша недоработка», приписываемую Дзержинскому.
Например, группа социологов (кстати, очень небольшая), инициировавшая политику повышения стоимости алкогольных напитков и уменьшения числа точек продаж, на самом деле, никогда не занимались вопросами истории алкогольных напитков в России. И при определении направлений не советовались с экономистами. Просто тупо предложили «западный опыт». В результате их аргументы сводится к высказыванию,  приписываемому Марии-Терезии, супруге Людовика XIV «Короля-солнце»: «У них нет хлеба? Пусть едят бриоши!». То есть: «Если запретить алкогольные напитки – то люди пойдут в фитнес-центры, займутся творчеством». Сам слышал…
Следующий аргумент: «Ведь напитки видят дети!». Видят. Причем не только в магазине, но и дома, на улицах. Но вот как они реагируют на алкоголь, провоцирует ли их сам вид бутылки – серьезных исследований (да и вообще никаких) не проводилось.
Запрет на информацию об алкоголе – этакое «соблюдение алкогольной невинности», как показывает история, ни к чему хорошему не приводит. Как и любой запрет на информацию – вместо ее правильной интерпретации. Те же дети, не имея правильно сформулированной и поданной в понятном для них виде информации, «знакомятся» с алкогольными напитками через таких же неинформированных приятелей.
Для сравнения – автомобили тоже «товар повышенной опасности». Но с правильным, безопасным взаимодействием с машинами детей знакомят с детского сада, вырабатывая у них (постепенно!) правильное отношение к правилам дорожного движения. Сначала – «Нельзя! Опасно!», затем – «Нельзя! Опасно, потому что…» и так далее.
«Алкогольное воспитание» так же необходимо, как и изучение правил дорожного движения. Напитки существуют - как и автомобили, утюги, электричество, спички, химикаты. И «замалчивая» их существование взрослые оказывают детям «медвежью услугу».
Если говорить о проповедуемом сегодня «сокращении доступности алкоголя путем повышения его стоимости и числа точек продаж» и ссылаться на «успешный опыт Скандинавии» - то стоит процитировать блестящего польского афориста Станислава Ежи Леца: «В действительности все не так как на самом деле».
Скандинавские страны давно уже стали «самогонными». А их граждане массово выезжают в соседние страны для закупок – понятно чего. Собственно, у нас в России происходят те же процессы – только с некоторыми особенностями.     
В настоящее время около 50% рынка алкогольных напитков находится  «в тени». То есть в криминальном обороте. Причем это, так сказать, «средняя температура по больнице» - в некоторых регионах «теневая» составляющая рынка достигает 80% и выше.
Самогоноварение развивается «семимильными» шагами: продажа самогонных аппаратов стала одним из самых развивающихся бизнесов.
В результате, у нас в стране в 20014 году продано водки больше, чем отгружено с «официальных» заводов. А в некоторых регионах «официальную» водку вообще не покупают.
Что мы имеем в результате? Провал этой «экзистенциальной» политики – провал, который, кстати, ее инициаторы не признают. И факты отвергают «с порога»… 
На самом деле, проблем в алкогольном «мире» России много - но их решение не имеет никакого отношения к цвету и шрифту этикеток. Это и безумно завышенный акциз, делающий «официальную» водку, с которой уплачен акциз, недоступной для большинства населения. Это и отсутствие информации о культуре потребления алкоголя, во многом приводящее к спаиванию молодежи. Да много еще чего…
Но самая большая проблема – это оторванная от реальности «лозунговая» экзистенциальная политика в области алкоголя. Она очень удобна для инициаторов всевозможных идей. Но убийственна для страны.
…В общем, «экзистенциализм – масдай!».   

Автор: 
Смирнов

Раздел:

Share/Save